Боевая акробатикаАвтор: Ряузов Д.Ю.Боевая акробатика – это комплексная подготовка бойца при ведении боя в нижнем уровне. Она включает в себя самостраховки , кувырки, падения на различные поверхности (пол, стена, лестница и т. д), комбинированную работу на соединение элементов, выведение противника из равновесия, психологическую подготовку, работу с оружием в нижнем уровне.
Многие специалисты по боевым искусствам могут мне возразить: дескать, мол, зачем уделять так много времени на акробатику. Я могу ответить только одно: за последние годы нападения группой, драки в подъездах, стали рядовым явлением в наше неспокойное время. Большинство побывавших в таких ситуациях практически сразу оказывались в нижнем уровне. И даже если не разбивались при падении, итог встречи был предсказуем. На тренировках мы стараемся моделировать те экстремальные ситуации, с которыми встречается человек, оказавшийся в нижнем уровне. Обучение специальной акробатике должно вестись индивидуальном путём , а не единообразно для всех, так как на тренировки приходят разные по техническим и физическим показателем бойцы.
Сразу напрашивается вопрос, что такое естественный путь? Приведу пример из тренировочного процесса. Возьмем для наглядности изучение падения вперед. Первоначально нужно дать ученику представление, что будет с ним во время толчка в спину. Необходимо моделировать состояние неожиданного толчка. Итак, первый производит толчок в спину , второй поддается на этот толчок и отслеживает происходящее, пока стараясь устоять на ногах.
Следующий вариант выполнения этого упражнения аналогичен предыдущему, добавляется элемент падения второго ученика. Инструктор даёт некоторые рекомендации по выполнению этого элемента: руки должны быть подсогнутыми в локтевых суставах, голова поворачивается либо вправо, либо влево - кому как удобно. Затем в процессе отработки падения ученик сам убирает такие недостатки как удары о жесткую поверхность локтей, коленей, груди, тем самым вырабатывая свою систему самостраховки, согласно своему телосложению. Но это не означает, что необходимо «набивать шишки», приобретая необходимый навык падения. На первых порах все должно происходить на медленной скорости и в щадящем режиме. Только после этого происходит закрепление на естественных препятствиях.
Научившись падениям, ученик пробует ответить на вопрос: «А что дальше я буду делать, если…?». Падение это не конец боя. Инструктор дает советы, например, такие: как произвести подкат, сбив, уйти в перекат и т.д. Ученик сам выбирает, что ему делать в той или иной ситуации. Хочу отметить такие слова «советы» и «выбирает», тренер именно советует, предлагает, а не дает жёстких рекомендаций, а обучающийся выбирает, размышляет согласно своим физическим возможностям. Проще говоря, мы вытаскиваем на свет Божий природные возможности ученика и немного правим. Обучающейся должен осмысливать, а не заучивать , в противном случае заученное действие может быть отвергнуто психикой в экстремальной ситуации.
По аналогии с падениями происходит обучение перекатам, кувыркам, подкатам и связкой их с элементами боя в нижнем уровне. Обязательно в систему боевой акробатики должна быть включена нестандартная работа, состоящая из следующих элементов: падение, кувырки с закрытыми глазами, связанными руками , с руками, находящимися на различных участках тела. Весь этот комплекс готовит к принятию быстрых нестандартных решений в боевой ситуации. В дальнейшем акробатика должна выйти на рефлекторную базу – падение после толчков в разные части тела и продолжение ведения боя из различных положений.
Необходимо отметить основные принципы боевой акробатики:
- принцип поступательности
- принцип естественных движений
- принцип распределение удара о поверхность
- принцип избирательности
- принцип перехода от акробатики к бою.
Методика обучения боевой акробатике осваивается за 1,5-2 месяца. В режиме тренировок, специальной акробатике нужно уделять 10-15 минут на одном занятии. Необходима работа на естественных объектах (лестница, коридор, площадка и т. д). Это повышает интерес у обучающихся к данной теме и приучает к работе в реальных условиях. Образно говоря, происходит снятие «штампов» и лишних движений, формируется объективное отношение к своим возможностям.
Основным принципом в методике обучения в нижнем уровне является принцип перехода от акробатики к бою. Это непростая задача для обучающегося, но в тоже время интересная. Она достигается различными подводящими упражнениями.
«Коловорот».1-й вариант – работа по третьему.
Описание: 1-й и 3-й номер стоят на расстоянии 3-4 метров, между ними располагается 2-й номер. Первый толкает в грудь второго, второй должен войти в кувырок назад и с этим движением свалить или нанести удар 3-му номеру.
2-й вариант.
Условия выполнения аналогичны, меняется сторона силового воздействия. Толчок производиться в область спины, 2-й номер выполняет кувырок вперед и пытается свалить третьего. Основные моменты : движение не должно прерываться, действовать по обстановке, даже если элемент удался не полностью, постараться довести его до конца. Как сказал один из полководцев Востока: «Умный не тот, кто не допускает ошибок, а тот, кто превращает их в победу».
«Ванька-встанька».Условия выполнения: работа по аналогии с упражнением «Коловорот»,только теперь тройка начинает передвигаться, держа дистанцию. Второй номер после падения должен атаковать 3-й номер и попытаться встать или перейти к другому элементу (перекат, кувырок). Необходимо дать ученику поработать и руками и ногами при перемещении в нижнем уровне и во время сваливания 3-го номера. В этом и есть суть принципа избирательности.
После прохождения всего курса обучения необходимо вставлять в тренировку как можно больше модульных схем боевых ситуаций. Данную методику могут использовать не только инструкторы боевых искусств, но также преподаватели физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности.