Особенности сопровождения товарно-материальных ценностей«ТОПТАТЬ НОГИ» НАДО
Автор: Ряузов Д.Ю.Как часто собственник, выбирая то или иное охранное агентство, видит информацию, подобную этой: "ЧОП оказывает услуги сопровождения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), грузов" и т.д. Но что стоит за этой фразой - профессионализм или полное дилетантство, заказчик начинает понимать уже в ходе оказания услуги…
Зачастую руководство ЧОПа выставляет данную услугу, не осознавая всей сложности данного мероприятия, а также, не имея профессиональных знаний и опыта в этой сфере деятельности. Выражаясь словами некоторых представителей охранного бизнеса, зачем заморачиваться и создавать сложности, когда и так всё ясно?..
Действительно - зачем? Можно ведь просто выставить двух-трех «добрых молодцев», вооружить их, отправить по маршруту, указав, где что получить и кому отдать, или кого сопровождать. Как говорится, «только и делов»! Я не утрирую, многие из руководителей охранных предприятий думают именно так. Подготовку, обучение и различные нюансы в этой работе они считают лишней тратой времени и средств.
Но к чему приводит такое отношение, показывает печальная статистика нападений на группы сопровождения. В большинстве случаев, разбирая характер нападений, становится ясно, что сотрудники допускают ряд самых простых ошибок в своей работе, создавая тем самым благоприятную почву для нападения. А если учесть плотность людского потока в местах сопровождения, неудобное место погрузки-выгрузки ТМЦ, неполный состав групп, то шансы охранников дать адекватный ответ сводятся к нулю.
Рассмотрим наиболее характерные ошибки групп сопровождения. Вот они:
- Частичное или полное отсутствие работы со средствами связи (радиостанции, переговорные устройства и т.д.).
- Несогласованность действий всех членов группы.
- Отсутствие контроля опасных секторов.
- Незнание алгоритма действий в различных экстремальных ситуациях.
Перечисленные пункты являются лишь малой толикой недостатков в работе подразделений сопровождения, которым можно дать общее определение – некомпетентность.
Алгоритм решения этих проблем и недостатков, конечно, есть, о нем мы сейчас и поговорим. Рассмотрим основные этапы подготовки и работы подразделения сопровождения товарно-материальных ценностей.
Отбор и подготовкаПрежде всего, сотрудники, которые выдвигаются в группу сопровождения, должны пройти отбор по физической и огневой подготовке. Данные дисциплины являются базовыми на первом этапе. Наличие навыков сопровождения при работе в других ЧОПах только приветствуется. Хотелось бы отметить, что такие показатели, как рост, отличная физическая подготовка, личные достижения в спорте, также приветствуются, но не являются доминирующими. Основным показателем при отборе является умение и желание работать в команде. Здесь как раз подойдут сотрудники, которые занимались игровыми видами спорта (хоккей, футбол, волейбол и т.д.). В этих видах хорошо вырабатываются такие качества как умение работать в команде, быстро принимать решения, просматривать все сектора и искать наиболее удобную позицию для рывка или броска. Эти навыки позволят ускорить процесс обучения. Еще одним из немаловажных факторов при отборе будет являться высокая стрессоустойчивость.
Проанализировать данное качество у сотрудника руководитель подразделения может в процессе предыдущей работы, например, в группе быстрого реагирования. И поверьте на слово, никакие современные психотесты и детекторы лжи не дадут характеристику лучше, чем реальная рабочая ситуация.
После отбора и уточнения состава группы необходимо провести начальную подготовку сотрудников. Подготовка должна проходить по принципу «Меньше теории – больше практики». Основной упор при этом делается на тактико-специальную и огневую подготовку.
Не следует также забывать уделять время тренировкам по связи и приобретению навыков экстремального вождения. Идеальное место проведения тренировок - полигон. Как я уже писал в предыдущих статьях, опубликованных в «МБ», это может быть пейнтбольный или страйкбольный городок. Здесь можно смоделировать и отработать любую ситуацию.
Алгоритмом на занятиях по тактико-специальной подготовке должны стать вопросы рассмотрения экстремальных ситуаций на всех этапах сопровождения.
ИнструктажК сожалению, данное мероприятие либо полностью отсутствует в подразделениях сопровождения, либо проводится формально, без должного внимания к вопросам безопасности. Зачастую такое отношение к инструктажу объясняют нехваткой времени, забывая, что он является неотъемлемой частью повседневной работы.
Перечислим основные пункты проведения инструктажа:
- проверка документов сотрудников;
- проверка оружия, спецсредств, средств связи;
- уточнение состояния спецавтомобиля у водителя группы;
- проверка служебно-должностных обязанностей;
- уточнение вопросов по маршруту и точкам погрузки-выгрузки;
- краткий разбор происшествий, нападений и т.д.
Можно расширить этот список, но я перечислил основные моменты, на которые надо обращать внимание.
Необходимо выделить время в конце инструктажа на отработку практических элементов сопровождения. Таких как выполнение спецкомплексов с оружием и отработка модульных экстремальных ситуаций. Из собственного опыта скажу, что занимает это мероприятие 15-20 минут. Не стоит практическую часть инструктажа превращать в полноценную тренировку, достаточно будет вспомнить краткий тактический минимум и запустить боевую рефлекторику.
Основная задача практической части инструктажа заключается в том, чтобы каждый сотрудник группы вспомнил свои действия при возникновении нештатных ситуаций и мог их на практике выполнить.
Действие группы на маршруте сопровожденияНачнем с того, что оптимальный состав группы должен быть не менее трех человек:
- старший группы (1-й сотрудник группы сопровождения), место расположения – справа от водителя;
- водитель группы сопровождения;
- 2-й сотрудник группы сопровождения (место расположения - в грузовом отсеке).
Я сознательно не упоминаю кассира или представителя собственника, которого сопровождают сотрудники, так как он в состав группы не входит.
Меньшим составом будет крайне тяжело полноценно обеспечивать безопасность ТМЦ, не говоря уже о собственной безопасности.
При движении по маршруту группа должна быть максимально собранна и сосредоточена на выполнении своей задачи. Здесь должна вестись такая же работа, как при погрузке-выгрузке.
Почему? Многие зададут банальный вопрос: что может случиться в дневное время со спецавтомобилем, к тому же перемещающимся по городу? Поэтому, дескать, можно расслабиться – поболтать с подругой по телефону, послушать музыку или просто, образно говоря, «отрубиться». Так, к сожалению, думают большинство сотрудников.
Начнем с фразы одного киногероя - «Всё возможно». И российская действительность доказывает, что невозможного действительно нет.
Последние нападения показали, что группы сопровождения вели по всему маршруту, а нападение происходило уже непосредственно при выгрузке ТМЦ. Опять могут возникнуть вопросы - почему и зачем? Нападающим проще стать на «точке» и ждать подъезда группы - так рассуждают люди, не знакомые с работой ЧОПа. Заказы на сопровождение ТМЦ зачастую поступают спонтанно, либо постоянные точки сопровождения меняет сам собственник по мере надобности. Поэтому злоумышленникам проще проследовать по маршруту за спецавтомобилем, и при выходе сотрудников, как говорится, атаковать с ходу.
Исходя из этого сотрудники при выдвижении к «точке» должны вести постоянное наблюдение за секторами их ответственности. Автомобиль, следующий за группой более 10 минут, должен браться на заметку. А если ко всему прочему он еще останавливается в месте выгрузки, то сразу же попадает в разряд особо опасных секторов.
Следующая ситуация, которая может случиться при движении – это инсценировка ДТП, особенно когда водитель группы, пытаясь объехать дорожные пробки, начинает перемещаться по дворам. Лучшего места для нападения не придумаешь.
Опять скажу из собственного опыта. Проводя первичные инструктажи в подразделениях сопровождения, и задавая так называемые «реактивные вводные» на предмет, будет ли выходить сотрудник из спецавтомобиля при ДТП или нет, 60% отвечают - будет. Срабатывает инстинкт из гражданской жизни при управлении собственным авто. Чем это может закончиться в случае преднамеренного ДТП, думаю, объяснять не стоит.
Подъезд к объекту и выгрузкаПри подъезде к объекту желательно выбрать самое оптимальное место для группы, даже если для этого придется сделать пару кругов.
Перечислим условия оптимальной точки выгрузки:
- спецавтомобиль должен иметь хотя бы минимальный маневр;
- водитель должен вести постоянный визуальный контроль за входной зоной и маршрутом перемещения группы;
- спецавтомобиль не ставят под люками, возле мусорных баков, напротив группы людей (остановка, очередь, и т.п.), на противоположной стороне улицы, где сотрудник вынужден сопровождать груз, пересекая проезжую часть, возле участков временных строительных работ (ремонт дорог, теплотрасс, прокладка кабеля и т.д.)
Рассмотрим основные условия, которые необходимо соблюдать при выходе из спецавтомобиля. Перед выходом старшего группы каждый внимательно осматривает свой сектор, а именно: водитель – прямо и слева; старший группы – прямо и справа; 2-й сотрудник максимально осматривает тыловую часть (при отсутствии камеры заднего вида).
Выход старшего группы для осмотра зоны выгрузки осуществляется агрессивно, то есть быстро, без вальяжных переваливаний с боку на бок. При открытии двери 2-й сотрудник и водитель держат оружие в режиме готовности, так как в данный момент возможно нападение.
После выхода старший группы начинает активно проверять сектора возможного нападения, а также, по возможности, проходит весь маршрут следования группы.
Опять возникает вопрос: зачем тратить время и «топтать ноги»?
Данная процедура не только необходима, но и обусловлена многими факторами.
Опять пример из собственной практики: группа осуществляла сопровождение кассира одного из банков для загрузки банкоматов, находящихся на территории супермаркета. Выгрузка и сопровождение проходили без предварительного осмотра маршрута. При подходе к банкомату группа натыкается на электрика, который как раз в этот момент устранял неполадки осветительных приборов, располагающихся над банкоматом. Завязалась словесная перепалка, чуть не переросшая в драку. Итог встречи: кассир вместе с группой сопровождения простоял около 5-7 минут. Исходя из этого, предварительный осмотр, по возможности, необходимо осуществлять постоянно.
***
Мы рассмотрели первый этап работы групп сопровождения. В следующей статье в «МБ» мы разберем действия на маршруте и внутри помещения.
ЦИФРА "3" - три человека должены составлять оптимальный состав группы сопровождения. Меньшим составом будет крайне тяжело полноценно обеспечивать безопасность ТМЦ.